Всем известно, что нарушения, злоупотребления и споры в сфере государственной регистрации для Украины совсем не редкость. Это касается как государственной регистрации недвижимости (права собственности, обременения), так и регистрации предприятий (юридических лиц и ФЛП).
Причин для возникновения спорных ситуаций достаточно много: подделка документов, злоупотребление со стороны государственного регистратора, махинации с государственным реестром и тому подобное.
Одним из путей защиты своих прав для граждан и предпринимателей в подобных случаях является обжалование действий государственного регистратора.
И здесь можно выделить две инстанции для подачи жалобы. Первая - это Комиссия по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации при Министерстве юстиции Украины. Информацию о порядке подачи жалобы, порядок рассмотрения и другие вопросы каждый может узнать на сайте Минюста.
Стоит отметить, что жалобы должны отвечать требованиям, изложенным в законе и соответствующих положениях. В противном случае в их удовлетворении будет отказано.
Альтернатива этому - обращение в суд.
Однако в какой именно суд обращаться - вот этот вопрос в последнее время вызвал немало дискуссий.
Несогласованность заключалась в специализации суда и юрисдикции. Во многих случаях с обжалованием действий государственного регистратора обращались в административные суды в соответствии с Кодексом административного судопроизводства. Однако в последнее время Верховный Суд считает большинство споров относительно действий государственных регистраторов подсудными общим или хозяйственным судам.
Практика по обжаловании действий по государственной регистрации недвижимости сформировалась раньше и более однозначна: в большинстве случаев споры являются подсудными общим судам в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Украины.
Основным критерием для отнесения споров к юрисдикции общих судов является сама суть спора. Если иск касается не только действий государственного регистратора, а затрагивает частноправовые интересы участника, то спор подлежит рассмотрению в общих судах.
В последнее время аналогичная практика сформировалась и по спорам в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей.
Согласно решения Верховного Суда от 4 сентября 2018 по делу № / 9901/47078/18 установлено, что определяющим признаком дела административной юрисдикции является наличие публично-правового спора. При этом участие субъекта властных полномочий является обязательным признаком публично-правового спора, но не определяющим.
Определяющим же признаком дела административной юрисдикции является суть спорных отношений. Публично-правовой спор (который рассматривается в административном суде) является спором между участниками публично-правовых отношений и касается только их. При этом, частноправовые отношения отличаются наличием имущественного или неимущественного, личного интереса стороны спора. Спор есть частноправовым, если он в основном обусловлен нарушением или угрозой нарушения частного права или интереса конкретного участника, и подлежит защите способом, предусмотренным законодательством для сферы частноправовых отношений, даже если сторона хочет защитить свое право путем обжалования управленческих действий государственного регистратора.
Аналогичная позиция также была изложена в постановлениях Большой Палаты Верховного Суда от 5 июня 2018 по делу № 805/4506/16 и от 27 июня 2018 по делу № 815/6945/16.
Суд отметил, что анализ указанных фактических обстоятельств дела дает основания считать, что между участниками дела существует корпоративный спор, который фактически состоит в установлении судом лица, являющегося собственником доли в уставном капитале общества.
Как считает суд, по делу обжалуются регистрационные действия, которым предшествует нерешенный корпоративный спор, в рамках которого могут быть решены и вопросы, связанные с регистрацией изменений руководителя юридического лица и изменения состава или информации об учредителях, поэтому данный спор не связан с защитой прав человека в сфере публично-правовых отношений, что исключает его рассмотрение в порядке административного судопроизводства.
Учитывая вышесказанное, суд пришел к выводу, что подобные споры не относятся к административной юрисдикции.
Если же мы говорим о споре в сфере государственной регистрации предприятий, то он будет подсудимый соответствующему хозяйственному суду в порядке, определенном Хозяйственным процессуальным кодексом Украины.
Таким образом, иски об обжаловании действий государственного регистратора по изменению состава участников, руководителя и т.д. следует адресовать в соответствующие хозяйственные суды. Вместе с этими требованиями также следует указывать о признании недействительным собрания участников, решений и тому подобное.
Для более подробной консультации и помощи в случае возникновения спорных ситуаций, обращайтесь к нашим специалистам по контактам, указанными на сайте.